МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РУКОВОДСТВО Для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Москва 2005 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Утверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотов _________________ 2005 г. РУКОВОДСТВО Для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Москва 2005 1 АННОТАЦИЯ Руководство содержит рекомендации по проведению самооценки и подготовке отчета по критериям, характеризующим возможности и результаты деятельности вузов в части обеспечения качества подготовки специалистов. Методической основой для данного конкурса является модель Премии Правительства РФ в области качества. В Руководстве изложены положения по организации конкурса, экспертной оценке деятельности вузов и подведению итогов конкурса. Авторы: Соловьев В.П., Кочетов А.И., Блинкова О.В., Галеев В.И. Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет) 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Конкурс проводится в соответствии с решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования от 27.12.2004 и приказом Рособрнадзора от 06.05.2005 № 1158 «О проведении в 2005 году конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Главная задача конкурса – стимулировать вузы к поиску современных методов управления, установить ориентиры в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов. Награды победителям конкурса 2005 года будут вручены в апреле 2006 года на торжественной церемонии в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Победители определяются на конкурсной основе за достижение значительных результатов в деятельности по обучению, внедрение эффективных методов управления образовательным процессом, создание эффективной системы обеспечения качества подготовки специалистов. С 2005 года водятся три номинации Конкурса для вузов: - технические, экономические, сельскохозяйственные, классические университеты; - педагогические университеты; - медицинские университеты. Проведение конкурса, подготовку предложений по присуждению премий и организацию торжественной церемонии награждения осуществляют Совет по присуждению премий и Технический секретариат. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по премиям и Технического секретариата осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Технический секретариат организован в Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете) (далее- МИСиС), базовом вузе по проведению конкурса (Распоряжение Рособрнадзора от 19.05.2005 № 805-05). Совет по премиям: - утверждает все организационные и методические материалы конкурса; - устанавливает балльный уровень для определения финалистов и победителей конкурса. Полномочия Технического секретариата конкурса: - разработка организационных и методических материалов по проведению конкурса; - осуществление методической поддержки проведения конкурса на всех его этапах; - организация обучения экспертов; - проведение заключительной конференции участников конкурса для обмена опытом; - организация экспертизы конкурсных материалов; - организация проверки финалистов конкурса на местах; - определение состава экспертной комиссии и ведущего эксперта; 3 - рассылка конкурсантам обратного отчета экспертов с количественной оценкой; - оформление и рассылка дипломов, благодарственных писем, призов. 1. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ 1.1. Участие вузов в конкурсе добровольное. 1.2. Участвовать в конкурсе могут любые вузы, независимо от своей организационно-правовой формы, осуществляющие обучение по различным направлениям и специальностям. 1.3. Вузы и филиалы участвуют в конкурсе самостоятельно, полным составом всех своих подразделений, факультетов, общежитий, кафедр и др. 1.4. Принцип выявления победителей конкурса – определение вузов, набравших наибольшую общую экспертную оценку в баллах. 1.5. Победители конкурса имеют право на повторное участие в конкурсе через 3 года после получения наград 2005 года. 1.6. Финалисты конкурса оплачивают все транспортные и командировочные расходы экспертов, а также расходы, связанные с обследованием вузов. 2. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ Участвовать в конкурсе 2005 года имеют право все вузы, подавшие заявку и в срок до 10 декабря 2005 года представившие отчет о своей деятельности, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Руководства. Вузы-Конкурсанты должны прислать отчет почтовым отправлением с уведомлением по адресу указанному в конце Руководства, или сдать его в «Управление стратегического развития МИСиС» по адресу: Ленинский проспект дом 2, комната № 314. Семинары для представителей вузов по организации и проведению Конкурса планируется провести в Москве (МИСиС) в октябре 2005 года. Технический секретариат уведомляет вузы о включении их представителей в число участников семинара. После окончания Конкурса будет проведена заключительная конференция участников конкурса для обмена опытом и подведения итогов. 4 3. МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ КОНКУРСА «СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ» Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого ("возможности"); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто ("результаты"). Первая группа включает критерии: • политика и стратегия в области обеспечения качества подготовки специалистов; • использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов; • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских); • управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов. Вторая группа включает критерии: • удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза; • удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе; • удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки; • влияние вуза на общество; • результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов. Модель Конкурса приведена на схеме. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов. 5 МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ КОНКУРСА «СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ» Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе 80 баллов (8%) Удовлетворенность студентов уровнем качества и содержанием подготовки 80 баллов (8%) Влияние вуза на общество 120 баллов (12%) Результаты, которых добился вуз в отношении запланирован- ных целей повышения качества подготовки специалистов 120 баллов (12%) Политика и стратегия в области обеспечения качества подготовки специалистов 150 баллов (15%) Использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов 100 баллов (10%) Рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских) 100 баллов (10%) Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов 150 баллов (15%) Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза 100 баллов (10%) 6 4. СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ Критерий 1. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ВУЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Содержание критерия Как вуз определяет и реализует свое предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов, лидирующая роль руководства вуза в разработке политики и стратегии, развитие ценностей, необходимых для долгосрочного успеха. Составляющие критерия 1а. Определение руководителями предназначения (миссии) вуза, стратегии его развития и ценностей. Оценивается применительно к руководителям вуза всех уровней: - определение руководителями приоритетов, разработка стратегии, целей и политики вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов; - формирование и поддержание руководителями стиля управления, на основе которого создается культура вуза; - личное участие в деятельности по повышению качества подготовки специалистов; - участие в достижении целей организации на основе установленной ответственности; - стимулирование и поддержание сотрудничества в рамках организации; - обучение самих руководителей вопросам управления качеством и их участие в обучении руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников вуза; - анализ и повышение эффективности своего руководства системой обеспечения качества подготовки специалистов. 1б. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии Данная деятельность может включать: - сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам; - знание или определение по профилю вуза потребности в специалистах; - понимание и предвидение потребностей и ожиданий работодателей, персонала, партнеров, общества и других заинтересованных сторон; - понимание и предвидение развития рынка труда для выпускников вуза. 7 1в. Использование информации для разработки политики и стратегии Оценивается, как в вузе собирают и используют информацию, относящуюся к: - внутренним показателям деятельности вуза и его подразделений; - предприятиям и организациям, где работают подготовленные в вузе специалисты; - преподавателям и сотрудникам вуза; - абитуриентам и школам, в которых они учатся; - обучаемым; - другим организациям и обществу в целом; - результатам проведенных самооценок деятельности вуза; - поставщикам оборудования и материалов; - лучшим достижениям других вузов; - новым подходам в области обеспечения качества подготовки специалистов; - социальным и правовым вопросам; - экологическим и демографическим показателям; - новым технологиям обучения. 1г. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки специалистов Оценивается, каким образом в вузе: - разрабатывают политику и стратегию, в области обеспечения качества подготовки специалистов и отражают в них принципы менеджмента качества; - разрабатывают систему управления и контроля качества подготовки специалистов; - разрабатывают планы в соответствии со своими целями и перспективами; - учитывают различные краткосрочные и долгосрочные требования; - учитывают потребности и ожидания всех сторон, заинтересованных в деятельности вуза; - используют политику и стратегию в качестве основы для планирования по всем направлениям деятельности, постановки целей и задач на всех уровнях вуза (факультеты, кафедры, лаборатории, отделы); - актуализируют и совершенствуют стратегию, цели и планы; - совершенствуют свою организационную структуру для выполнения стратегии и планов, достижения установленных целей. 1д. Доведение целей и планов вуза до подразделений, персонала и обучаемых Оценивается, каким образом в вузе: - развертывают стратегию, цели, планы и политику в области обеспечения качества подготовки специалистов по всем уровням и подразделениям; - доводят стратегию, цели и планы до персонала и обучаемых; 8 - координируют выполнение и актуализацию планов, обеспечивают контроль выполнения планов и достижения целей; - выявляют осведомленность персонала и обучаемых о стратегии, целях и планах вуза. Критерий 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Содержание критерия Как вуз управляет персоналом и обучаемыми, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как он планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов. Составляющие критерия 2а. Планирование, управление и совершенствование работы с персоналом и обучаемыми Оценивается, каким образом в вузе: - согласуют кадровую политику со стратегией и целями вуза, с политикой и планами в области обеспечения качества подготовки специалистов; - привлекают персонал и его представителей к разработке политики, стратегии и планов вуза; - разрабатывают и применяют методы изучения мнения персонала; - осуществляют набор персонала и его продвижение по службе; - применяют новаторские приемы для улучшения работы с преподавателями, сотрудниками, обучаемыми. 2б. Развитие способностей и повышение квалификации (компетентности) преподавателей и сотрудников Оценивается, каким образом в вузе: - выявляют способности преподавателей и сотрудников, их компетентность для достижения целей вуза; - разрабатывают и реализуют планы подготовки и переподготовки преподавателей и сотрудников, в том числе по вопросам управления качеством; - развивают способности преподавателей и сотрудников; - развивают умение работать в группе сотрудников из различных подразделений; - обеспечивают непрерывность обучения преподавателей и сотрудников; - анализируют эффективность различных форм подготовки и переподготовки преподавателей и сотрудников; - обучают педагогическим новациям, методам психологического взаимодействия в профессиональной группе (команде). 9 2в. Поощрение и признание инициативы и участия персонала и обучаемых в деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов Оценивается, каким образом в вузе: - обеспечивают возможность участия персонала и обучаемых в улучшении деятельности вуза и оценивают их эффективность; - поддерживают участие отдельных преподавателей, сотрудников, групп и подразделений в процессе улучшения деятельности вуза; - создают систему поощрения преподавателей, обучаемых, сотрудников и групп, вовлеченных в работу по повышению качества подготовки специалистов. 2г. Организация общения между преподавателями, сотрудниками, руководителями и обучаемыми Оценивается, как в вузе: - определяют потребности персонала и обучаемых в общении между собой и в обмене информацией; - организуют общение и обмен информацией по горизонтали (в среде работников одного уровня и однотипного характера деятельности) и вертикали структуры вуза (между исполнителями и руководителями), между различными подразделениями вуза, между обучаемыми (по курсам, факультетам); - анализируют и улучшают эффективность общения и обмена информацией между преподавателями, сотрудниками, руководителями и обучаемыми. 2д. Обеспечение в вузе социальной защиты персонала и обучаемых Оценивается, каким образом в вузе: - содействуют осведомленности преподавателей, сотрудников и обучаемых в вопросах безопасности труда, здравоохранения и защиты окружающей среды; - содействуют вовлечению преподавателей, сотрудников и обучаемых в решение вопросов повышения безопасности жизнедеятельности; - обеспечивают дополнительную социальную защиту преподавателям, сотрудникам и обучаемым; - обеспечивают необходимые удобства персоналу и обучаемым; - содействуют общественной и культурной активности преподавателей, сотрудников и обучаемых, ответственному отношению к потребностям общества. Критерий 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ (МАТЕРИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВЫХ И ЛЮДСКИХ) Содержание критерия Как вуз планирует и управляет внутренними ресурсами и своими взаимоотношениями с внешними партнерами в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов. 10 По всем пяти составляющим необходимо приводить факты, примеры и указывать измеряемые показатели, доказывающие эффективное управление различными ресурсами для обеспечения качества подготовки специалистов. Составляющие критерия 3а. Управление финансовыми ресурсами Оценивается, каким образом в вузе: - используют финансовые ресурсы для реализации политики и стратегии в области обеспечения качества подготовки специалистов; - планируют финансовую деятельность, управляют финансовыми планами; - работают над улучшением финансовых показателей; - анализируют и улучшают управление финансовыми ресурсами; - обеспечивают заинтересованность персонала (преподавателей и сотрудников) в увеличении бюджета вуза. 3б. Управление информационными ресурсами Оценивается, каким образом в вузе: - осуществляют сбор, структурирование и управление информацией в целях реализации политики и стратегии; - обеспечивают доступ всем преподавателям, сотрудникам и обучаемым к необходимым для работы и обучения информационным ресурсам; - структурируют различные информационные ресурсы и управляют ими для достижения своих целей; - обеспечивают достоверность, полноту и сохранность всех информационных ресурсов. 3в. Взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами Оценивается, каким образом в вузе: - развивают, в соответствии со своей стратегией и целями, взаимоотношения с учебными заведениями, выпускники которых становятся студентами вуза; - определяют ключевых партнеров и стратегию партнерства в области обеспечения качества подготовки специалистов; - развивают взаимоотношения с поставщиками оборудования, материалов и услуг в соответствии со своими целями; - развивают отношения с разработчиками образовательных программ, обучающих средств, учебно-методических материалов в целях создания большей ценности; - стимулируют работу по привлечению крупных заказчиков специалистов; - обеспечивают совместимость культур и обмен опытом с организациями-партнерами. 11 3г. Управление материальными ресурсами Оценивается, каким образом в вузе: - осуществляют управление всем своим имуществом в соответствии со стратегией и целями в области качества подготовки специалистов; - обеспечивают поддержание своего имущества в надлежащем состоянии; - учитывают воздействие зданий, оборудования и другого имущества, а также материалов на окружающую среду и своих сотрудников и обучаемых (включая здоровье и безопасность). 3д. Управление технологиями обучения и интеллектуальной собственностью Оценивается, каким образом в вузе: - эффективно используют существующие технологии обучения; - разрабатывают новые технологии обучения; - находят и оценивают альтернативные и новые технологии обучения; - используют, развивают и защищают интеллектуальную собственность для создания большей ценности; - используют результаты научно-исследовательской деятельности в учебной деятельности. Критерий 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Содержание критерия Как вуз проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон. В данном критерии должны быть представлены доказательства эффективного управления в вузе процессами, обеспечивающими выполнение требований заинтересованных сторон по уровню подготовки специалистов. Составляющие критерия 4а. Определение процессов, наиболее важных для результатов работы вуза, оценка влияния этих процессов на качество подготовки специалистов Оценивается, как в вузе: - определяют процессы, выделяя ключевые (наиболее важные на данный период времени), необходимые для реализации политики и стратегии; - определяют ответственных за ключевые процессы; - оценивают влияние ключевых процессов на качество подготовки специалистов; 12 - организуют взаимодействия как внутри вуза (горизонтальные связи), так и с внешними партнерами в целях выполнения ключевых процессов на всех их стадиях. 4б. Организация систематического проектирования и менеджмент процессов Оценивается, как в вузе: - разрабатывают (проектируют) процессы, включая ключевые (максимальное использование процессного подхода); - измеряют характеристики процессов и задают контрольные показатели (могут быть использованы показатели определения потенциала, аккредитационные и рейтинговые показатели); - используют для менеджмента процессов требования стандартов (например, ИСО серии 9000 или других); - организуют систему контроля документированных процессов; - используют компьютерные технологии для управления процессами. 4в. Определение целей по совершенствованию процессов Оценивается, как в вузе: - устанавливают цели по совершенствованию процессов (основных, управления, обеспечения, вспомогательных) и согласуют их с политикой и стратегией вуза; - соотносят планируемые цели по улучшению с прошлыми достижениями вуза, требованиями работодателей и других заинтересованных сторон, с опытом других вузов. 4г. Совершенствование процессов на основе нововведений и использования творческой активности сотрудников и обучаемых Оценивается, как в вузе: - определяют возможности для улучшений и расставляют приоритеты; - используют творческую инициативу преподавателей, сотрудников и обучаемых в ходе совершенствования процессов; - совершенствуют организационную структуру вуза (подразделений) для содействия творческой инициативы персонала и внедрения нововведений; - используют обратную связь с преподавателями, сотрудниками и обучаемыми для совершенствования процессов; - привлекают научный персонал к подготовке специалистов. 4д. Внесение изменений в процессы и оценка их эффективности Оценивается, как в вузе: - разрабатывают и применяют методы внедрения изменений в процессы; - контролируют внедрение новых или измененных процессов; - доводят информацию об изменениях, внесенных в процессы, до сведения всех заинтересованных сторон; - обучают сотрудников перед внедрением изменений в процессы; - анализируют влияние изменений в процессах на результаты деятельности вуза по подготовке специалистов. 13 Критерий 5. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Содержание критерия Результаты, которых достиг вуз в отношении удовлетворения интересов работодателей. Составляющие критерия 5а. Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вуза. Должна приводиться информация, полученная через обратную связь от работодателей. Оценивается (на основе опросов, анкетирования, официальных отзывов, аттестационно - аккредитационного обследования, договоров о сотрудничестве и др.) мнение работодателей по следующим аспектам: • подготовка специалистов: - соответствие уровня подготовки установленным требованиям и пожеланиям работодателей, - профессиональный рост выпускников вуза, - показатели спроса на выпускников вуза (заказы на специалистов, данные трудоустройства выпускников); • взаимоотношения с работодателями: - взаимодействие и взаимоотношения сотрудников и преподавателей вуза с потенциальными и реальными работодателями в ходе организации и реализации образовательного процесса, - реагирование вуза на запросы и пожелания, - убедительность предоставления гарантий качества работодателю (потенциальному и реальному), - результаты анкетирования работодателей о степени их удовлетворенности содержанием, организацией и обеспечением образовательного процесса вуза; • привлекательность (имидж) вуза: - намерения потенциальных работодателей получить специалистов и реальных работодателей получать новых специалистов в будущем, - желания работодателей развивать связи и сотрудничать с вузом по различным направлениям деятельности, - желания работодателей рекомендовать вуз другим (потенциальным) работодателям, - предпочтения работодателей (потенциальных и реальных) данного вуза конкурентам, - мнения работодателей об уровне доступности, информационной открытости, гибкости, активности, отзывчивости и надежности работников вуза. 14 5б. Оценка вузом удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов Необходимо приводить результаты оценок, выполненных самой организацией с целью понимания, прогнозирования и повышения уровня удовлетворенности работодателей. Оцениваются внутренние показатели деятельности вуза: - наличие службы мониторинга качества подготовки специалистов; - анализ конкурентоспособности выпускников вуза в промышленности, научной деятельности и других сферах рынка труда; - вузовская система оценки качества образовательного процесса (критерии оценки, выделение подпроцессов, процедур, периодичность анализа и др.); - вузовская система анализа качества подготовки специалистов; - анализ рекламаций на качество подготовки специалистов; - уровень выполнения гарантийных обязательств; - продолжительность взаимодействия с работодателями; - анализ эффективности рекомендаций от долговременных заказчиков выпускников вуза; - вузовские деловые (партнерские) связи с постоянными, долговременными потребителями выпускников. Критерий 6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ РАБОТОЙ В ВУЗЕ Содержание критерия Результаты, которых достиг вуз в отношении удовлетворения своего персонала. Составляющие критерия 6а. Степень удовлетворенности преподавателей и сотрудников Должны приводиться количественные данные, полученные через обратную связь от преподавателей, сотрудников. Оценивается на основе опросов, анкетирования и других методов изучения непосредственного мнения: • удовлетворенность преподавателей и сотрудников своей работой в вузе: - доступностью информации, - распределением полномочий в руководстве, - возможностью участия преподавателей и сотрудников в принятии управленческих решений, - отношением со стороны руководства, - возможностями повышения квалификации, - признанием успехов и достижений, - принципами, целями, задачами и политикой вуза, - деятельностью руководства вуза, 15 - ценностями, миссией, видением, политикой и стратегией вуза, - условиями оплаты труда, - условиями организации труда и оснащения рабочих мест, - охраной труда и его безопасностью, - отношениями в коллективе и рабочей обстановкой, - системой питания, медицинского и другого обслуживания, - возможностями предоставления льгот (отдых, санаторное лечение и др.), - ролью вуза в обществе и в соответствующей профессиональной области. 6б. Показатели работы вуза по повышению удовлетворенности персонала и обучаемых Должны приводится дополнительные количественные показатели, которые вуз использует для оценки степени удовлетворенности потребностей персонала. Оцениваются внутренние показатели деятельности, обеспечивающие удовлетворенность персонала: - вовлеченность персонала в работу по управлению качеством; - признание заслуг отдельных работников, групп и подразделений; - влияние результатов опросов (анкетирования) на деятельность вуза; - взаимоотношения с администрацией (точность и четкость в действиях администрации, обоснованность управленческих решений, эффективность обмена информацией, оперативность реагирования администрации на запросы и жалобы, оценка администрацией повышения научно-педагогической и другой профессиональной квалификации). Критерий 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ УРОВНЕМ КАЧЕСТВА И СОДЕРЖАНИЕМ ПОДГОТОВКИ Содержание критерия Результаты, которых достиг вуз в отношении удовлетворения обучаемых. Составляющие критерия 7а. Степень удовлетворенности студентов Должны приводиться количественные данные, полученные через обратную связь от обучаемых и выпускников различных лет. Оценивается на основе опросов, анкетирования и других методов изучения непосредственного мнения: • удовлетворенность обучаемых: - содержанием образовательных программ вуза, - обслуживанием обучаемых (библиотечное, информационное, социальное, организационное и т.д.), - методами обучения и организацией учебного процесса, - отношением преподавателей и сотрудников вуза, - отношениями в студенческом коллективе, 16 - взаимоотношениями с администрацией, - информированностью, - вовлечением в процессы вуза и их обсуждение, - достигнутым уровнем освоения образовательной программы, - предоставляемыми дополнительными образовательными и другими услугами, - соответствием реального образовательного процесса ожиданиям на основе рекламы вуза. 7б. Показатели работы вуза по повышению удовлетворенности студентов обучением в вузе. Должны приводится дополнительные количественные показатели, которые вуз использует для оценки степени удовлетворенности потребностей студентов. Оцениваются внутренние показатели деятельности, обеспечивающие удовлетворенность студентов: - формулирование академических правил для студентов, - использование результатов опросов студентов для совершенствования деятельности, - система совершенствования содержания образования и методов обучения, - система мотивации студентов, - взаимоотношения с преподавателями, администрацией, - взаимоотношения администрации с профкомом студентов. Критерий 8. ВЛИЯНИЕ ВУЗА НА ОБЩЕСТВО Содержание критерия Результаты, которых достиг вуз в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях. Составляющие критерия 8а. Уровень восприятия вуза обществом Могут приводиться данные, полученные через обратную связь в отношении удовлетворения интересов общества, что позволяет организации анализировать, оценивать и понимать, насколько ее деятельность является полезной для общества, насколько общество информировано о ее деятельности. Оценивается (на основе данных опросов, публикаций в СМИ, отчетов, отзывов, публичных встреч, презентаций, мнений государственных и общественных органов) восприятие обществом: - информационной открытости вуза по отношению к обществу (взаимоотношения вуза с властями, отраслевым руководством, другими вузами и образовательными учреждениями общего среднего и среднего профессионального образования, 17 предприятиями, научными и другими организациями различных профессиональных сфер, рекламно-информационная деятельность); - участие вуза в жизни общества (роль вуза в системе образования, его конкурентная позиция, создание культурной среды, участие в выставках, творческих конкурсах, программах благотворительности, поддержки инвалидов, роль вуза в развитии отечественной науки, промышленности и других профессиональных сфер); - участие вуза в разработке экологически чистых материалов, экологическом обеспечении технологических процессов, а также в реализации программ развития охраны труда и защиты окружающей среды, воспитания выпускников в духе социальной и гражданской ответственности, приверженности здоровому образу жизни; - направленность деятельности вуза на режимы экономии энергии и других ресурсов; - признание вуза и его работников (статус вуза, установленный Правительством РФ, государственные награды, премии Президента РФ, государственные премии РФ, премии Правительства РФ, почетные звания, почетные отраслевые звания и награды, признание в академической системе, публикации о деятельности вуза в печати и т.д.). 8б. Показатели работы вуза по повышению удовлетворенности общества Могут приводиться дополнительные количественные показатели, которые организация использует для оценки степени удовлетворения потребностей общества. Оцениваются внутренние показатели деятельности, обеспечивающие уровень восприятия обществом : - учет интересов общества в деятельности вуза; - мониторинг восприятия обществом деятельности вуза; - вовлечение персонала и обучаемых в общественные мероприятия, в т.ч. вместе с партнерами; - имидж образовательной деятельности вуза на различных уровнях восприятия (местный, национальный, мировой). Критерий 9. РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫХ ДОБИЛСЯ ВУЗ В ОТНОШЕНИИ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ЦЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Содержание критерия Результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов. Самооценка должна продемонстрировать достижения вуза в виде результатов, тенденций и целей в сравнении их с собственными планами и аналогичными показателями конкурентов или лучших организаций. 18 Составляющие критерия 9а. Основные финансовые показатели работы вуза. Состояние материально – технической базы. Оцениваются в динамике следующие показатели (могут быть представлены графики, таблицы, диаграммы): - соотношение бюджетной и внебюджетной составляющих в консолидируемом бюджете вуза (можно в относительных единицах), достижение поставленных целей; - открытость результатов финансовой деятельности; - эффективность вложения финансовых средств в развитие материально-технической базы (какие ставились цели и как они достигнуты); - показатели развития материально – технической базы вуза; - вклад вуза в обеспечение образовательного процесса учебным и научным оборудованием, его влияние на качество подготовки специалистов; - эффективность вложения средств в информационные технологии (обучения и управления); - показатели издательской деятельности вуза. 9б. Качество подготовки специалистов и другие результаты работы вуза Объектами оценки могут быть любые нефинансовые результаты. В частности, могут оцениваться следующие показатели (в динамике за 3-5 лет): - выпуск специалистов (выполнение госзаказа); - сопоставление качества подготовки специалистов вуза с показателями конкурентов (рейтинг вуза и образовательных программ); - авторитетность образовательной деятельности вуза (сертификация, аккредитация образовательных программ); - спектр и уровни образовательных программ, реализуемых в вузе; - динамика обновления программ обучения, методической и информационной баз; - степень полноты, достоверности, доступности и своевременности информации о деятельности вуза; - уровень организационного, маркетингового, мониторингового обеспечения управления деятельностью вуза; - признание и оценка эффективности образовательных технологий вуза; - динамика квалификационного роста преподавателей, работающих в вузе; - уровень рекламной и информационно-консультационной службы вуза во внешней сфере; - эффективность взаимодействия с партнерами, включая факты совместного создания большей ценности; 19 - результативность использования информации от работодателей для совершенствования качества подготовки специалистов; - динамика уровня комфортности условий обучения в вузе. 5. ОТЧЕТ КОНКУРСАНТА Отчет конкурсанта должен быть не более 70 страниц, включая рисунки, графики, таблицы и приложения, напечатанный на бумаге формата А4. Отчет должен иметь сквозную нумерацию. Все сокращения в отчете должны быть понятны эксперту, который будет читать этот отчет. Оформление отчета и титульного листа произвольное. На конкурс должно быть подано пять экземпляров отчета, и все пять экземпляров должны быть подписаны высшим должностным лицом вуза на титульных листах отчетов. Все экземпляры должны быть сброшюрованы. Аудио- и видеоматериалы, приложенные к отчету, рассматриваться экспертами не будут. Отчет должен быть максимально информативным и содержательным. Не рекомендуется предоставлять неверные данные, а также писать в отчете декларативные заявления, не подтвержденные в тексте отчета какими-либо доказательствами, фактами, примерами. Информация в отчете должна быть представлена последовательно по всем составляющим девяти критериев. Рекомендуется наглядно иллюстрировать представленную в отчете информацию графиками и таблицами. Отчет конкурсанта должен состоять из следующих элементов: - краткой характеристики вуза, схемы организационной структуры вуза (до5 стр.); - описания деятельности вуза по всем составляющим девяти критериев (названия критериев и составляющих можно не указывать, достаточно проставить их номера). Краткая характеристика должна содержать: - даты регистрации и перерегистраций вуза; - основные этапы развития вуза; - описание основных направлений подготовки специалистов; - основные этапы развития системы обеспечения качества подготовки специалистов; - общая характеристика работодателей: отраслей, предприятий, учреждений и организаций, в которых работают выпускники. Самооценка начинается с описания деятельности организации по критериям Конкурса. 5.1. Для критериев, характеризующих возможности организации, информация в отчете должна касаться двух аспектов. Во-первых, необходимо описать формы и методы работы и дать обоснование их применения в рамках деятельности, которую характеризует 20 критерий. Этот аспект будет оцениваться экспертами как совершенство подхода (см. раздел 7, п. 7.2). Во-вторых, необходимо показать, насколько широко в рамках организации применяются эти формы и методы: в «вертикальном» разрезе - по уровням управления и в «горизонтальном» - по подразделениям и по процессам образовательной деятельности вуза. Этот аспект будет оцениваться экспертами как полнота подхода (см. раздел 7, п. 7.2). 5.2. Для критериев, характеризующих результаты, информация должна содержать следующие данные: а) показатели, которыми организация оценивает свои результаты, т.е. достижения, и тенденции изменения этих показателей. Эти данные желательно представить за последние три года. Тенденции изменения следует показать в сопоставлении фактически достигнутых показателей с планировавшимися. Там, где это возможно, следует сравнить показатели организации с аналогичными показателями других организаций, конкурентов, лучших известных организаций. Такая информация будет оцениваться экспертами как достижение целей (см. раздел 7, п. 7.3); б) данные о том, насколько приведенные показатели охватывают все аспекты образовательной деятельности вуза. Такая информация будет оцениваться экспертами как полнота охвата образовательного направления деятельности (см. раздел 7, п. 7.3). Целесообразно проиллюстрировать информацию о результатах простыми графиками, диаграммами. Желательны также краткие комментарии, которые позволят понять важность и особенности представленных количественных данных. Данные о финансовых результатах лучше представить в относительных единицах, а не в абсолютных - по соображениям конфиденциальности информации. 5.3. При составлении отчета следует учесть весомость критериев (см. модель Конкурса стр.5), а также то, что составляющие критериев 1, 2, 3, 4 (например, 1а, 16, 1в, 1г, 1д) имеют одинаковую весомость, а в критериях 5, 6, 7, 8 и 9 баллы распределены следующим образом: 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 0,7 5 0,2 5 0,7 5 0,2 5 0,7 5 0,2 5 0,5 0 0,5 0 0,3 0 0,7 0 6.ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТОВ И ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИНАЛИСТОВ Экспертизу отчетов конкурсантов и проведение обследования финалистов осуществляют экспертные комиссии - группы специально подготовленных экспертов, назначаемых Техническим секретариатом конкурса. Конкурс проводится в два этапа. На первом производится оценка отчетов. По результатам экспертизы первого этапа производится отбор вузов для участия во втором, финальном этапе конкурса, в котором оценивается деятельность вузов на местах. О результатах экспертизы отчетов и об участии во втором этапе конкурсанты будут уведомлены Техническим секретариатом сразу после принятия Советом Конкурса решения о финалистах. На втором этапе (февраль-март 2006 г.) будет проведено обследование финалистов на месте, в сроки согласованные с принимающими вузами. Основной целью обследования финалистов является проверка данных и доказательств, приведенных в отчете. Технический секретариат определяет сумму командировочных расходов экспертных комиссий и выставляет финалистам счет на оплату этих расходов. После оплаты счета финалистом или подтверждением гарантии оплаты, Технический секретариат направляет ему Программу обследования с указанием плана по времени и объемам проверки. Программа обследования согласуется по временным параметрам с учетом возможностей экспертов и вузов. Финалисты конкурса обязаны обеспечить необходимые условия для работы экспертной комиссии в соответствии с согласованной Программой обследования. По результатам обследования финалистов экспертные комиссии представляют в Технический секретариат заключение с указанием окончательной оценки деятельности вузов. По результатам экспертизы отчетов конкурсантов и обследования финалистов на местах Технический секретариат представляет в Совет Конкурса предложения по победителям конкурса. Обратные отчеты будут предоставлены всем конкурсантам в срок до 30 июня 2006 года. 7. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРСАНТОВ ЭКСПЕРТАМИ Эксперты оценивают деятельность и достижения вузов за период с 2001 по 2005 годы. Экспертами могут быть учтены применяемые подходы за годы, предшествующие 2001 году, в том случае, если эффективность данных подходов будет доказана и проиллюстрирована достигнутыми результатами, полученными за последние годы. Максимальное количество баллов, которое предусмотрено в модели конкурса 2005 года, составляет 1000 баллов. Эксперты работают в составе комиссии, которую возглавляет ведущий эксперт. Все оценки критериев и составляющих принимаются экспертами на основе консенсуса, при полном согласии с каждой оценкой всех без исключения экспертов комиссии. Оценка отчета, а также оценка деятельности конкурсанта после проверки на месте выражается общей суммой баллов по всем девяти критериям модели. 7.1. Оценка конкурсантов проводится комиссией экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому критерию и общей суммой баллов. 7.2. Оценка по группе критериев «возможности» проводится по двум аспектам: • совершенство подхода; • полнота подхода. При оценке совершенства подхода учитывается: а) обоснованность - насколько обоснованы применяемые методы и формы работы; - насколько систематически они применяются; - насколько эти методы нацелены на предупреждение ошибок; - насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон. б) интегрированность - насколько подход направлен на реализацию политики и стратегии в вузе; - насколько подход согласован с другими подходами, используемыми в вузе; - разрабатываются ли мероприятия по улучшению подходов после анализа их эффективности; - в какой степени применяемые подходы и улучшения этих подходов внедрены в вузе. При оценке полноты подхода учитывается, насколько широко применяются методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию, в том числе: - на разных уровнях управления вузом; - в различных подразделениях и по всем аспектам образовательной деятельности; - применительно к соответствующим процессам; - применительно ко всем видам образовательной деятельности; - системность, то есть насколько комплексно (структурированно) применяется подход. Шкала оценки по этим аспектам приведена в таблице 1. Эксперты определяют оценку в процентах отдельно для совершенства подхода и для полноты подхода и затем общую (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов. Эксперты сначала определяют оценку по каждой составляющей, затем вычисляют среднеарифметическую по каждому критерию. Например, если 1а – 30%, 1б – 40%, 1в – 20%, 1г – 50%, 1д – 25, то оценка первого критерия: 30+40+20+50+25/5=33%. Проценты каждого критерия переводятся в сумму баллов, а балльные оценки всех пяти критериев складываются и полученная таким образом сумма является окончательной экспертной оценкой. 7.3. Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей, то есть по достижению целей и по полноте охвата этими показателями различных процессов образовательного направления деятельности вуза. При оценке достижения целей учитываются: - позитивные тенденции или стабильность высоких значений показателей; - достижение запланированных целей; - сравнение с показателями других вузов, включая и лучшие; - доказательства того, что результаты обусловлены применяющимися подходами. При оценке полноты охвата процессов образовательного направления деятельности вуза учитывается: - насколько представленные показатели охватывают все соответствующие процессы образовательного направления; - насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждой составляющей критерия; - насколько представленные показатели характерны для вуза. Шкала оценок по этим составляющим приведена в таблице 2. Эксперты определяют оценку в процентах отдельно для достижения целей и для полноты охвата процессов образовательного направления деятельности вуза и затем общую (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов. Таблица 1 ЭЛЕМЕНТ Шкала Характеристики 0 % 25 % 50 % 75 % 100 % Совер- шенство подхода Обоснованность: подход логически обоснован процессы разработаны подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон Интегрированность: подход направлен на реализацию политики и стратегии подход согласован с другими подходами Нет свидетельств (или случайные) Нет свидетельств (или случайные) Некоторые свидетельства Некоторые свидетельства Свидетельства Свидетельства Ясные свидетельства Ясные свидетельства Всесторонние свидетельства Всесторонние свидетельства Оценка элемента, % – – 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 – Полнота подхода Внедрение: подход внедрен Системность: подход развернут системно Нет свидетельств (или случайные) Нет свидетельств (или случайные) Внедрен примерно в . подразделений и процессов Некоторые свидетельства Внедрен примерно в . Подразделений и процессов Свидетельства Присутствуют Внедрен примерно в . подразделений и процессов Ясные свидетельства Внедрен во всех подразделе- ниях и процессах Всесторонние свидетельства Оценка элемента, % – – 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 – Общая оценка, % – – 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 – 25 Таблица 2 ЭЛЕ- МЕНТ Шкала Характеристики 0 % 25 % 50 % 75 % 100 % Дости жения Тенденции: • тенденции являются п о з и т и в н ы м и и/или наблюдается п о д д е р ж и в а е м ы й уровень хорошей работы Результаты не представлены или представлена информация случайного характера Наблюдаются пози-тивные тенденции и/или некоторые результаты свидетель- ствуют о поддержании уровня удовлетворительн ой работы Наблюдаются позитив- ные тенденции и/или многие результаты свидетельствуют о поддержании уровня хорошей работы в течение не менее 3 лет Наблюдаются явные позитивные тенденции и/или большинство результатов свидетельствует о поддержании уровня отличной работы в течение не менее 3 лет Наблюдаются явные позитивные тенденции и/или во всех областях поддерживается уровень отличной работы в течение не менее 5 лет Целевые показатели: • показатели соответствуют целям организации • показатели достигнуты Целевые показатели и результаты не представлены или представлена информация случайного характера Целевые показатели достигнуты в существенной мере и в некоторых аспектах и соответствуют целям Целевые показатели достигнуты в существенной мере и по многим аспектам соответствуют целям Целевые показатели достигнуты в существенной мере и в большинстве аспектов соответствуют целям Целевые показатели достигнуты превосходным образам и в большинстве аспектов соответствуют целям Сравнение: проведено сравнение с достижениями «статистически средних» организаций в соответствующей отрасли и «лучших в классе» организаций Результаты не представлены или представлена информация случайного характера Сравнение результатов по некоторым аспектам образовательной деятельности Благоприятное сравнение по некоторым аспектам образовательной деятельности Благоприятное сравнение по многим аспектам образовательной деятельности Благоприятное сравнение в большинстве процессов образования и во многих аспектах образовательной деятельности с «лучшими в классе» Причины: • результаты обусловлены применяемым подходом Результаты не представлены или представлена информация случайного характера Некоторые результаты достигнуты Многие результаты достигнуты Большинство результатов достигнуто Результаты достигнуты по всем аспектам образовательной деятельности Оценка элемента, % – – 0 5 10 1 5 2 0 2 5 3 0 3 5 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 – 26 Продолжение таблицы 2 ЭЛЕ- МЕНТ Шкала Характеристики 0 % 25 % 50 % 75 % 100 % Полно та охвата Полнота охвата направления деятельности: • результаты представлены для соответствующих аспектов образовательной деятельности Результаты не представлены или представлена информация случайного характера Результаты представлены для некоторых аспектов образовательной деятельности Результаты представлены для многих аспектов образовательной деятельности Результаты представлены для большинства аспектов образовательной деятельности Результаты представлены для всех аспектов образовательной деятельности Оценка элемента, % – – 0 5 10 1 5 2 0 2 5 3 0 3 5 4 0 45 50 55 60 6 5 70 75 80 85 90 95 100 – Общая оценка, % – – 0 5 10 1 5 2 0 2 5 3 0 3 5 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 – 27 8. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Регистрационный № вуза-конкурсанта 2005 года СУММАРНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ 1. Критерии «Возможности» Номер критерия 1 % 2 % 3 % 4 % 1а 2а 3а 4а 1б 2б 3б 4б 1в 2в 3в 4в 1г 2г 3г 4г 1д 3д 4д Составляющие критерия Сумма составляющих :5 :4 :5 :5 Средняя оценка критерия (%) 2. Критерии «Результаты» Но- мер кри- те- рия 5 % 6 % 7 % 8 % 9 % 5а 0,75 6а 0,75 7а 0,75 8а 0,5 9а 0,3 Соста вляю щие крите рия 5б 0,25 6б 0,25 7б 0,25 8б 0,5 9б 0,7 Средняя оценка критерия в % Вычисление общего числа баллов: № Критерия Средняя оценка в % Весомость Баллы 1 1,2 2 1 3 1 4 1,3 5 1,2 6 1 7 1 8 1,2 9 1,2 Общая оценка Ведущий эксперт: ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) Эксперты: ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) Дата:_______________________ 28 9. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА По результатам конкурса 2005 года будут определены лауреаты и дипломанты. Победителями конкурса будут признаны вузы, которые: - развивают свою систему обеспечения качества подготовки специалистов; - достигают наилучших результатов; - эффективно применяют на практике подходы современного менеджмента. Все участники конкурса получат обратный отчет экспертов, с помощью которого смогут определить области для улучшения своей деятельности, направления совершенствования своих систем обеспечения качества подготовки специалистов. Обратный отчет конкурсанты получают бесплатно, что является одним из результатов участия в данном конкурсе. Результаты конкурса будут опубликованы в журнале «Стандарты и качество», в отраслевых СМИ. Отчеты вузов-лауреатов конкурса и заключения экспертной комиссии будут переданы в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для учета при проведении аттестации и аккредитации вузов. Чем больше баллов набирает вуз в данном конкурсе, тем более эффективна его система обеспечения качества подготовки специалистов. Технический секретариат конкурса: Почтовый адрес - 119049, Москва, Ленинский пр. 4, МИСИС, Управление стратегического развития (243), Соловьеву В.П. Факс: (095) 230-44-63 E-mail: obogdanova@usr.misis.ru, aroschina@usr.misis.ru, specialist2005@yandex.ru Телефоны для справок: (095) 230-44-63, 955-01-62. Технический секретариат располагается по адресу: Ленинский пр. 2, ком. 314. 29 РУКОВОДСТВО Для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Авторы: В.П. Соловьев, А.И. Кочетов, О.В. Блинкова, В.И. Галлеев Ответственные за выпуск: Н.М. Амбросимова, Г.М. Дмитриенко Изд. лиц. №00159 от 14 октября 1999 г. Подписано в печать 11.10.2005 г. Печ. л. 1,6 Тираж 300 экз. Заказ Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 105318, Москва, Измайловское шоссе, 4 Тел. (095) 369-42-83, факс (095) 369-58-13 30